Наш труд сродни работе следователя …так считает консультант архивного отдела МАРИНА МУРЗИНА

Архивист – одна из самых редких и, на наш взгляд, недооцененных профессий в мире. О работе бухгалтера или юриста известно всем, а слово «архивист» вызывает неоднозначную реакцию. Одни слышат его впервые, другим кажется, что речь идет о каком-то древнем, давно забытом занятии. Хотя каждый из нас на протяжении жизни неоднократно обращается к архивной информации. Мы получаем дубликаты дипломов, свидетельств о рождении и смерти, заключении и расторжении брака, справки о трудовом стаже, правоустанавливающие документы на земельные участки. Все эти и многие другие сведения предоставляют нам архивисты.

В архивном отделе администрации городского округа Красногорск трудятся шесть специалистов. Одна из них – Марина Владимировна Мурзина. Архивист со стажем, она пятнадцать лет хранит историю нашего округа, делает копии документов, архивные справки и выписки по запросам жителей. О том, какая информация чаще всего интересует граждан и каковы обязанности сотрудника архива, Марина Владимировна рассказала журналисту «КВ».

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ

…В начале 2000-х годов я работала в планово-экономическом отделе ПАО «Красногорский завод имени С.А. Зверева», но в силу определенных обстоятельств решила поменять сферу деятельности. Архивный отдел как один из вариантов возник совершенно случайно. До этого момента ни я, ни члены моей семьи с архивным делом знакомы не были. На первых порах самым сложным было сориентироваться в большом объеме документов, понять, какую информацию и где нужно искать. Тогдашний начальник отдела Нина Фёдоровна Торшина мне в этом очень помогала.

Для того чтобы в полном объеме и в установленный срок исполнить запрос, иногда помимо документов приходится обращаться к справочникам, использовать ресурсы Интернета. Например, однажды к нам поступило заявление с просьбой предоставить копию документа, подтверждающего право на владение земельным участком. Заявитель указал орган, который вынес решение о выделении земли: Красногорский сельский совет. На территории нашего округа такого сельсовета никогда не существовало. Посмотрела в справочнике. Оказалось, что сельсовет с таким названием в 1950–1960-х годах существовал на территории Мытищинского, а затем Химкинского районов. Подобные «расследования» приходится проводить довольно часто.

ФОНД, ОПИСЬ, ДЕЛО, ЛИСТ

Я и мои коллеги создали и используем в работе 14 электронных баз данных. Это для нас большое подспорье. Например, мы храним документы фонда Красногорского отдела ЗАГС за 1918–1934 годы. Они используются в том числе для составления справок, когда требуется подтверждение родства. Книги довольно ветхие, некоторые записи сделаны неразборчивым почерком. Для того чтобы каждый раз не брать в руки документы и не пролистывать их в поисках нужных сведений, я в формате Excel создала базу с полной информацией о каждой записи и ссылкой на номер фонда, описи, дела и листа, где она зафиксирована. Пришлось обработать не одну тысячу листов в архивных делах, зато поиск данных ускорился в несколько раз. Сейчас полным ходом идет работа по оцифровке метрических церковных книг записи рождения, брака, смерти. Это более 70 дел и тысячи листов, содержащих уникальную информацию об истории нашего округа полуторавековой давности. Самые ранние записи относятся к 1871 году.

В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН

Традиционно в отделе было два приемных дня в неделю, когда граждане приходили для подачи заявления на получение архивной выписки, справки или копий архивных документов, забирали готовые ответы. Иногда количество посетителей достигало 40 человек в день. С появлением возможности подать заявление в помещении МФЦ или через портал Госуслуг в режиме 24/7 наша работа упростилась. Теперь всё рабочее время мы посвящаем поиску информации, подготовке справок и копированию документов. Курьеры привозят заявления к нам и забирают готовые пакеты документов по исполненным запросам. Сотрудники архива общаются с заявителями по телефону, свои номера граждане оставляют в качестве контактных, когда необходимо уточнить какую-то информацию. По законодательству срок оказания госуслуги – 30 календарных дней, но мы стараемся делать всё максимально оперативно, поскольку за каждым запросом стоит конкретный человек со своими жизненными проблемами и в большинстве случаев в наших силах помочь ему в их решении.

ИНТЕРЕСНО!

Профессиональный праздник работников архивов, отмечаемый ежегодно 10 марта, установлен решением коллегии Федеральной архивной службы России от 5 марта 2003 года. Датой празднования выбран день 28 февраля 1720 (10 марта по новому стилю), когда Петром I был подписан первый в России государственный акт – «Генеральный регламент, или Устав». Он определил основы организации государственного управления в стране и ввел во всех государственных органах власти архивы и государственную должность актуариуса, которому надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…». Этот указ Петра I положил начало государственной российской архивной службе. До 2002 года архивисты отмечали профессиональный праздник 1 июня, в этот день в 1918 году Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР». Этим же декретом впервые был создан общероссийский орган управления архивным делом – Главное управление архивным делом (ГУАД, или Главархив, ныне это Федеральное архивное агентство России (Росархив).

Муниципальный архив в Красногорске создан в апреле 1944 года. Более 75 000 дел хранится в составе 284 архивных фондов (на 1 января 2021 года). Более 2 100 социально-правовых и тематических запросов исполнили сотрудники отдела в 2020 году.

Архивный отдел администрации г.о. Красногорск находится по адресу: ул. Пионерская, д. 8

Елена ХАРИТОНОВА. Фото автора.