По страницам истории

17 августа 1933 года в 19 часов по московскому времени на полигоне под посёлком Нахабино Красногорского района Московской области была успешно запущена первая в СССР ракета с жидкостным реактивным двигателем.

Ракета была разработана в Группе Изучения Реактивного Движения (ГИРД) под руководством её начальника и председателя технического совета Сергея Павловича Королёва по проекту старшего инженера Михаила Клавдиевича Тихонравова. Ракета получила название ГИРД-09.

Корпус ракеты был сделан из дюраля толщиной 0,5 мм. Внутри корпуса были размещены двигатель и бак. Корпус ракеты был разделён на четыре отсека: парашютный, полезного груза, топливный и хвостовой.

Длина ракеты – 2,4 м., стартовая масса - 19 кг., достигнутая высота полёта - около 400 м., полёт длился 18 секунд.

Расчётная высота полёта была 5 км., однако на высоте около 400 метров ракета резко завалилась набок и полетела вниз. Произошло это вследствие повреждения во фланцевом соединении камеры сгорания с сопловой частью (прогар). Тем не менее, ракета взлетела и, её, по сути, неудачный пуск стал первым успехом советских ракетостроителей.

Подобное превращение неудач в успехи впоследствии не раз применялось в космической гонке.

Двигатель для ракеты ГИРД-09, который так и назывался «двигатель 09», также был разработан в ГИРД М.К.Тихонравовым в конце 1932 года. Он представлял собой камеру из листовой латуни с бронзовой головкой и бронзовым гнездом для сопла. Сопло было изготовлено из стали. Это был не в полной мере жидкостный двигатель, первая советская ракета на настоящем жидкостном «двигателе 10» - ракета «ГИРД-X» конструкции Ф.А.Цандера – взлетела на высоту всего около 80 метров примерно через 3 месяца, 25 ноября 1935 г. с того же полигона Нахабино. Однако, «09» был первым в мире двигателем, работавшим на топливе смешанного агрегатного состояния. Горючим компонентом этого топлива был сгущённый (отверждённый) бензин, а окислителем - жидкий кислород.

Интересна история с выбором сгущённого бензина в качестве горючего для ракеты ГИРД-09. Старший инженер второй бригады Н.И.Ефремов после отдыха в Гаграх летом 1932 г. по заданию Королёва поехал в Баку для чтения лекций по ракетной технике. По дороге, в поезде, он прочёл в газете заметку о создании в Германии твёрдого спирта, и она навела его на мысль о твёрдом топливе для ракет. В Баку он познакомился с активистом Осоавиахима, сотрудником Азербайджанского нефтяного института Ф.М.Гурвичем, который по его просьбе изготовил и передал Н.И.Ефремову "сгущённый" бензин. Технология производства этого продукта оказалась простой. Бензин смешивали с канифолью и получалась масса типа тавота или солидола. Эту массу при заправке ракеты нужно было нанести на специальную решётку, установленную в камере сгорания. Королёв сразу понял преимущество такого горючего и оценил удобство его использования при заправке двигателя ракеты на месте её испытаний. Огневые стендовые испытания с применением "сгущённого" бензина, проведённые в декабре 1932 г., в которых Королёв участвовал вместе с Н.И.Ефремовым и Ю.А.Победоносцевым, подтвердили пригодность и целесообразность его использования». 

Автор: 
Алла Шильман

Теги: