Порядок разрешения споров в отношении финансовых услуг претерпел изменения

Введен в действие Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», который направлен на регулирование правового положения финансового уполномоченного.

В настоящее время происходит постепенное внедрение данного института, которое в полной мере завершится 1 января 2021 г. В обязательном порядке до момента обращения в суд за защитой нарушенных прав потребитель финансовой услуги должен будет обратиться к финансовому уполномоченному.

Так, с 1 июня 2019 г. в обязательном порядке обязаны организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным страховые организации, осуществляющие деятельность в рамках ОСАГО, ДОСАГО и каско (п. 5 ст. 32 Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ). Но в рамках ДОСАГО и каско представляется, что данный Закон должен применяться лишь к договорам страхования, заключенным после момента вступления в силу настоящего Закона, т.е. после 1 июня 2019 г.; с 28 ноября 2019 г. - остальные страховые организации (за исключением страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование) (п. 6 ст. 32 Федерального закона от 4 июня 2018 г.№ 123-ФЗ); с 1 января 2020 г. - микрофинансовые организации; с 1 января 2021 г. - кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды (п. 3 ст. 32 Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ).

Остальные финансовые организации, не указанные в этом списке, оказывающие финансовые услуги, имеют право организовать такое взаимодействие. Кроме того, потребители финансовых услуг вправе направить обращения финансовому уполномоченному в отношении договоров, которые были заключены до дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ (п. 8 ст. 32 Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ). Это касается услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до дня вступления в силу данного Федерального закона.