Всё есть число

Красногорская школа №15 вошла в список ТОП-100 лучших подмосковных учебных учреждений по итогам учебного года 2019-2020 годов. Согласно рейтингу, опубликованному на сайте правительства Московской области, школа заняла 24 место.

Конечно, как и любая школа, она славится не только своими учениками, но и сплоченным грамотным педагогическим коллективом, который не просто учит, а «сеет разумное, доброе, вечное». Ирина Ярчук, учитель математики высшей        квалификационной категории, победитель конкурса на присуждение губернаторской премии лучшим учителям за достижение в педагогической деятельности в 2020 году, – одна из них.

Наверное, не каждому повезло изучать сложный предмет математики на одном дыхании. Ученикам Ирины Вячеславовны это удалось. С первых ее уроков, внепрограммных мероприятий было видно, что это учитель от Бога. Уроки отличались высокой плотностью, строгой дисциплиной, кропотливой работой над разгадкой самой трудной задачки.

О ней говорят: «Педагог – новатор». Ирина Вячеславовна на протяжении нескольких лет вместе со своими учениками развивает очень серьезную тему:  «Исследовательская деятельность – решение нестандартных задач», возглавляет школьное научное общество учащихся «Эрудит», цель которого – выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей.

Бытует мнение, что математики – «сухари», что ничего не замечают кругом, кроме своих цифр. Но это не про Ирину Ярчук. Она по-настоящему творческая личность. В ее копилке – активное распространение накопленного  опыта среди педагогической общественности не только округа и региона, но и Брянской, Рязанской, Волгоградской областей, города Волгограда.

… Она рассказывает о своем предмете с восхищением, словно не школьную программу приходится доносить каждый день до ребят, а отправлять их в большое путешествие по миру цифр, теорем, задач, алгоритмов. Настоящий романтик от математики.

В школе №15 Ирина Ярчук работает 12 лет, а общий педагогический стаж  –более 30 лет. В своей практике  постоянно использует образовательные технологии:  проблемно – развивающие, игровые, информационные и технологии критического мышления. С первых дней своего учительства она поставила задачу: показать, что математика – это не просто цифры, а целая система, причем, красивая и мелодичная. По ее твердому убеждению, математика – очень простая наука, потому что она полностью логична.

 – В ней все подчиняется строгим законам и правилам, никаких отклонений нет и быть не может. Вот от этого и надо отталкиваться, рассказывая детям новый материал. Можно сколько угодно запоминать огромное количество формул, но они так же быстро и забываются. Но стоит лишь понять систему логических переходов от простой формулы к более сложной, – все встает на свои места, – делится своими мыслями педагог.

Особенность занятий Ирины Вячеславовны – интеграция, так как при выполнении заданий ребятам необходимо обращаться к понятиям из курса алгебры, геометрии, а еще физики, информатики.

Эффективность работы педагога – это достижения ее учеников. Ирина Вячеславовна подготовила двух стобальников по математике, ее подопечные ежегодно становятся призерами и победителями муниципальных и региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников. Проектные работы ребят носят не только математический характер, а являются междисциплинарными. Она – наставник команды выпускников инженерного класса  «Олимпиады Национальной технологической инициативы»  в  профиле «Летательная робототехника». Один из ее учеников стал финалистом Всероссийского этапа, двое девятиклассников  завоевали  1 место и золотую медаль  в VI Открытом Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» в возрастной категории «Юниоры 2020 г.» в компетенции «Сетевое и системное администрирование возраст 14+».

Не в ее характере отступать перед трудностями. Даже в непростой период самоизоляции она не растерялась во время перехода на дистанционную форму обучения, а нашла в этом немало плюсов. 

– Конечно, сложности были, – вспоминает педагог. – В первую неделю непросто было мотивировать ребят выполнять задания и выходить на связь любым способом. А дальше дело пошло. Дети почувствовали себя самостоятельными, некоторые даже раскрылись так, как не раскрывались в классе. Можно сказать, что во время дистанционных уроков мы стали как-то ближе с учениками.

И как бы отвечая на не поставленный еще вопрос, Ирина Вячеславовна продолжает:

– Еще Пифагор отмечал, что мир вокруг нас полон математических объектов – чисел, функций, геометрических фигур. Вся современная цивилизация – есть продукт развития технологий, немыслимых без точных математических расчетов. Но математика не просто помогает совладать с миром. Она проникает в самую суть этого мира. Своим девизом «Все есть число» этот мыслитель на тысячи лет предвосхитил будущую роль математики.

Людмила НОВИКОВА. Фото из открытых источников