Жизнь – она особенный предмет
– Экзамен по основам безопасной жизнедеятельности вы будете сдавать всю жизнь, – наставляет своих учеников Надежда Поневенкина. И она знает, что говорит. Дочь и жена офицера, Надежда Анатольевна сама отдала службе в Воздушно-космических войсках Вооруженных сил РФ десять лет и только после этого вернулась к педагогической деятельности в новом качестве – преподавателя ОБЖ и заместителя директора школы по безопасности.
Важно всем
Научить детей правильно и рационально действовать в той или иной чрезвычайной ситуации – именно этому посвящён школьный курс ОБЖ. Это могут быть угрозы природного и техногенного характера, происшествия в быту, различного вида травмы. Однако в последнее время участились ситуации, когда школьники и студенты оказываются на линии огня – так называемый «скулшутинг». Достаточно вспомнить только недавние трагедии в Керчи, Казани и Перми.
Как показывает практика, эффективность антитеррористических мероприятий будет неполной без обучения школьников навыкам действий в критических ситуациях.
В Красногорской школе № 15, как сообщила Надежда Поневенкина, по этой теме специально разработана комплексная программа.
– К примеру, мы обучаем детей правильным действиям при обнаружении потенциально опасных предметов, а также в ситуации, связанной с захватом заложников. Наши учащиеся понимают, как поступать, чтобы себе не навредить и другие не пострадали, – рассказала Надежда Анатольевна.
Отдельная тема – как реагировать на анонимный звонок с сообщением о минировании школы или угрозе террористического нападения.
Учения регулярно
Разумеется, в каждом случае теория подкрепляется привитием практических навыков, как индивидуальных, так и коллективных. Для этого в школе ежеквартально проводятся учения по антитеррору. Цель подобных мероприятий – чтобы каждый школьник знал свои действия в критической ситуации, помнил маршруты эвакуации, умел действовать в команде и не поддавался панике.
Надежда Анатольевна говорит, что школа активно сотрудничает с профильными региональными структурами. Ежемесячно с учащимися проводят занятия представители МЧС, МВД, Росгвардии и Главного управления региональной безопасности Московской области. Лекции сопровождаются демонстрацией наглядных пособий и специальных презентаций. Сотрудники рассказывают школьникам о случаях из собственной практики, отвечают на вопросы.
На занятиях по ОБЖ Надежда Поневенкина разбирает с подопечными ситуационные задачи, дети получают задание самостоятельно подобрать материалы по той или иной теме. На уроках ученики, основываясь на полученных знаниях, рассказывают о том, как они будут действовать в чрезвычайных ситуациях. Ребята понимают, что в этих случаях нельзя самостоятельно покидать классы, прыгать из окон и кричать.
Важная часть – обучение приемам оказания первой медицинской помощи. Начинают с азов, затем программа усложняется, и уже в старших классах ребята умеют проводить сердечно-лёгочную реанимацию, отличают артериальное кровотечение от венозного и знают, как его остановить, как наложить ту или иную повязку. Тренировки проводятся на специальных манекенах.
На самых первых уроках предмета дети изучают основы здорового образа жизни, ПДД и правила поведения на природе. Затем программа усложняется вплоть до раздела, посвящённого защите от поражения химическим и бактериологическим оружием.
О том, какое внимание уделяется преподаванию основ безопасной жизнедеятельности в школе № 15, говорит тот факт, что её ученики неоднократно становились победителями городской школьной олимпиады по этому предмету, а в этом году Дмитрий Алексеев и Вероника Тихонова стали призёрами регионального конкурса.
Игорь МЕЛЬНИКОВ. Фото автора
Сохрани и помни
Детский омбудсмен Московской области Ксения Мишонова в инстаграм-аккаунте опубликовала инструкцию калининградского учителя по ОБЖ для своих учеников о том, как вести себя во время теракта.
Если твой друг, одноклассник или приятель пишет, что хочет убить учителей, взорвать школу, если ты знаешь/слышал/прочитал в его соцсети/чате про сделанную взрывчатку, откуда-то появившееся оружие – НАПИШИ В ПОЛИЦИЮ, если стесняешься позвонить. Или в ФСБ. Нет, тебя не потащат на очную ставку и не опозорят, как стукача, перед всем классом.
Если слышишь стрельбу (во дворе, школе, ТЦ) – !!БЕГИ!! Не разбирайся, что происходит. Не останавливайся снимать, чтобы потом выложить и хайпануть. Беги наружу (но так, чтобы толпа не затоптала), отбегай далеко. ЗВОНИ родителям, что живой. Вызывай полицию.
Если стреляют рядом или в твою сторону – падай за парту, за колонну, ползи за угол и ПРЯЧЬСЯ. Двери можно забаррикадировать чем угодно. Если понимаешь, что убийца идёт к тебе – действуй по ситуации, но между «просто умер» и «дал по голове стулом и выжил» лучше выбрать жизнь.
Если не можешь спрятаться – притворись мёртвым, если убийца не «достреливает» жертв.
Если решил бежать – ПЕТЛЯЙ. Не беги прямо: три шага вперёд, один вбок, четыре вперёд, один вбок.
Взрыв рядом, и ты живой? Выбирайся скорее. НЕ СНИМАЙ НА МОБИЛЬНЫЙ – может быть второй взрыв, расстрел, обрушение здания.
Не стесняйся, НЕ БОЙСЯ ПАДАТЬ даже в грязь, даже в самой новой дорогой одежде, даже если больно. Одежду можно купить, синяки пройдут, а жизнь не купишь.
Не отделывайся шутками «мы думали, ты чмо, а ты «Колумбайн», чего сразу мэра не завалишь?». Зато ты будешь жив. И одноклассники живы. Даже если это шутка, ЛУЧШЕ ПЕРЕБДЕТЬ, чем потом лежать в могиле или нести цветы, раздавая интервью «он писал, что хочет убивать, но мы думали это по приколу».
P.S. Дорогие читатели, если у вас есть свои универсальные правила воспитания, поделитесь. Возможно, ваши советы кому-то будут полезны. Ждём ваши письма! Наша почта: kras.vesti@gmail.com